«ФАНТОМ/ДИНО/РОБОТЫ» 

в соавторстве Ю. Павловым и Eitbit  

2020 — 2022


Инсталляция: 

трехканальное видео / полиэкран (анимированная пьеса, фильм, движущееся изображение)

«Нейрокамень» скульптура (пеноплекс, окрашенный гипс) 1мх50смх50см


Скачать презентацию проекта «ФАНТОМ/ДИНО/РОБОТЫ» 

Посмотреть кадры из анимационного фильма «ФАНТОМ/ДИНО/РОБОТЫ»


Проект «ФАНТОМ/ДИНО/РОБОТЫ» — это спекулятивная антиутопия о грезах одинокого суперкомпьютера с искусственным интеллектом по имени MENIAC, который в 2145 г. остался в Норвегии в черном ящике Земли после экологической катастрофы и наступления технологической сингулярности. Работа включает изображение в движении и пьесу, которые были созданы с помощью нейросетей, а также скульптуру «Нейрокамень».

Проект экспонируется в темном боксе в виде трехканальной инсталляции или полиэкранного видео. В центре находится камень, «летящий» на тросах или закрепленный на черном металлическом каркасе в 1,2 м от пола.

По сюжету проекта, в прошлом MENIAC занимался аналитикой персональных данных для построения маркетинговых профилей, отслеживая любой цифровой след пользователя в сети. После катастрофы как самообучающаяся система, лишившись оператора, он эмулирует комплекс психотических и шизоидных проявлений, теряя границы реальности и симуляции. В компании последнего друга робота-пылесоса Sanitation MENIAC генерирует трех вымышленных субличностей: женщину Рут (прообраз — Рут Лихтерман, одна из первых женщин-программистов, работавших в лаборатории баллистики США при создании первого ИИ ENIAC в 1946 г.); мужчину-программиста Константина, который живет в 2038 г., и Ребенка, являющегося системным процессом. Каждый из героев грезит в собственном времени, образной системе, цветовой и психотической тональности. 

Отправной точкой для формирования концепции проекта стало размышление о проблеме «цифровой диссоциации» — расщеплении субъекта эпохи позднего капитализма на множество цифровых субличностей в социальных сетях, мессенджерах и аккаунтах, которые необходимы для полноценного социального функционирования в современном мире и обществе. Авторы спекулятивно сравнивают гипотетический момент технологической сингулярности с диссоциативным расстройством идентичности, выделяя гомологичные в описании структуры феноменов элементы: единая система — общее сознание, состоящее из множества программ-субличностей, где есть Хозяин — Host, но нарушено взаимодействие между алгоритмами, а также системный межпроцессорный обмен сообщениями и синхронизация удаленных вызовов (RPC).

В работе исследуются: проблема связи развития технологий машинного обучения и искусственного интеллекта с военными технологиями, проблема сбора личных данных в современной цифровой среде как следствие «тотальной прозрачности» индивида и превращения личной информации в капитал, а также «нечеловеческое» в логике работы нейросетей — отсутствие предустановленной эмоции в создаваемом изображении, которое человек считывает аффективно. Основной метод проекта — обработка графики, фотографий авторов и найденных изображений с помощью нескольких моделей нейросети pix2pixHD. Для обучения нейросетей использованы данные: графические антиутопии С. Столенхага, скриншоты из анимационного фильма Р. Линклейтера «Помутнение» (снят по роману Ф. Дика) и детские рисунки. Нейрогрезы героев анимированы в Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Adobe After Effects. Движущееся изображение работает как дискретный отрезок памяти. Последовательность слайдов и ассоциативный монтаж имитируют работу психических процессов: памяти, воображения и мышления. Пьеса написана в терминале сервера с использованием Linux команд и кода в соавторстве с нейросетями, обученными на художественных произведениях о диссоциативном расстройстве. Вдохновением для скульптуры стал скетч нейросети по фотографии природного слоистого камня. Монохромная поверхность объекта выполнена из окрашенного гипса с использованием слепков с натуральных камней, фрагментов компьютерных деталей, смартфонов и мха.

В грядущем вымышленном мире «ФАНТОМ/ДИНО/РОБОТЫ» нейрокамень является единственным носителем нового сознания.



MEDIA ART