ПЕЩЕРА

2019-2020 

Фотопроект. Цифровая фотография, цифровой коллаж, документация перформанса


Победитель  2020 Sony World Photography Awards — Professional competition's Discovery category

Шорт-лист International Photography Grant TALENTS OF THE YEAR 2020

Шорт-лист 'Sacred. The Expirience of beyond’ (2020) Urbanautica

Персональная онлайн-выставка (2020), WALL-online 

Публикации: Fisheye MagazineUrbanautica


У каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы.

Ф. Бэкон 

 

Мои детство и юность прошли в маленькой тихой станице на Кубани. После 15 лет «взрослой» жизни в суете мегаполиса я почувствовала желание снова «сбежать в деревню». С тех пор я живу в добровольной изоляции, в уютной пещере материнства в своем загородном доме в поселке Ульяновка Ленинградской области. Я сознательно ограничиваю социальные контакты, потребление новостей, занимаюсь домом, детьми и художественной практикой. Но вопреки ожиданиям, моя новая жизнь при отсутствии очевидных внешних негативных факторов все меньше напоминает безмятежное единение матери и ребенка. 

Образ пещеры стал для меня квинтэссенцией составляющих личного опыта. В процессе работы над проектом я выяснила, что этот древнейший архетип прочно укоренен в подсознании людей. Со времен палеолита пещера была первым, самым распространенным жилищем и стала символом убежища, дома. В древнейших мифах она мыслилась как сакральное место и уподоблялась уменьшенному Космосу. В ней рождались и умирали боги, а посвящаемые постигали тайное знание.

Пещера представлялась нашим предкам началом мироздания, вселенской маткой. Ее образ связывался с женским началом и культом Богини-матери — символом плодотворной земли, которая как дарует жизнь, так и отнимает ее.

Платоновский «Миф о Пещере» положил начало всей метафизике и стал определяющим для европейского сознания. В Новое время Ф. Бэкон, развивая идеи Платона, называл «идолами пещеры» результаты воспитания, прошлое человека, диктующее ему восприятие вещей. В психоанализе пещера стала символом регрессивных желаний и бессознательного.

В моем случае уединение в собственной пещере активировало работу не пережитой до конца в детстве травмы — стрессового расстройства после череды четырех смертей и одного самоубийства родных людей в сжатый период времени.

В дополнение к этому неадекватная связь с внешней средой привела к росту тревожности, а частое нарушение личных границ детьми — к раздражительности. Следствием стали проблемы с самоконтролем: нежелание выходить из дома во избежание несчастного случая, боязнь будущего, вспышки неконтролируемого гнева и регулярный срыв злости на детях и муже, раскаяние и чувство вины после.

В проекте я конструирую личную пещеру: совмещаю фотографии, сделанные в родительском доме непрожитых страхов на Кубани, с изображениями места, в котором живу сейчас, и документирую опыт физического пребывания в Саблинских пещерах, расположенных неподалеку от моего дома в Ульяновке*. Подобно сознанию, галлюцинирующему в настоящей пещере в условиях сенсорной депривации**, мои память и воображение в замкнутом домашнем пространстве продуцируют собственные иллюзии, угрозу мнимой опасности, и воскрешают сценарии и призраков прошлого. В то же время материнство и социальная изоляция, пробуждение связанных с ними первобытных инстинктов: материнских чувств, агрессии и страха смерти, — делают проживание момента жизни необычайно осмысленным и интенсивным. «Пещерное» существование активизирует творческие силы: становится персональным мифом, сюжетом проекта и катализатором рефлексивных процессов. _______________________________________________ 

* Саблинские пещеры — искусственные подземные пещеры в пос. Ульяновка, в которых в конце 19 века добывали кварцевый песок для производства стекла. Никто в настоящее время достоверно не знает всей карты пещер, но считается, что существует не менее 20 запутанных лабиринтов общей протяженностью 5,5 км. www.sablino.net/

** Сенсорная депривация (англ. deprivation — лишение, утрата) — естественная или искусственная ситуация ограничения потока поступающей в головной мозг сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть расслабляющими и субъективно приятными, длительные периоды обычно бывают чрезвычайно тягостными и нередко вызывают разнообразные психические расстройства, такие, как нарушения восприятия пространства и времени, иллюзии и галлюцинации, нарушения самоосознавания и др. Под перцептивной депривацией иногда понимают существенное ограничение потока значимой для человека информации, хотя стимуляция органов чувств осуществляется в достаточном количестве. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.  



VISUAL ART