СИНДРОМ ДОМОХОЗЯЙКИ

2023

Цифровая фотография, цифровой коллаж. Скриншоты из короткометражной драмы «Туфелька» (в прогрессе)


К идее проекта «Синдром домохозяйки» меня привели наблюдения за одной из моих «счастливых» замужних подруг в реальной жизни и размышления на тему, каково это — быть домохозяйкой, поскольку это и мой собственный опыт. 

Домашние обязанности — настоящая работа. За которую никто не платит и не говорит спасибо. Они никогда не заканчиваются, а значит, не приносят удовлетворения. Домохозяйки моют посуду и полы, вытирают пыль и наводят порядок на полках только для того, чтобы через день, два или неделю повторить всё снова. И так по кругу, год за годом. Это может деморализовать человека и лишить его желания жить. Наверняка есть люди, которые считают своей миссией заботу о доме, семье и детях. Им труд домохозяйки, вполне возможно, приносит радость и удовлетворяет их потребность в реализации. Но это не касается тех, у кого есть амбиции за пределами дома и семьи. Тратя время на готовку и уборку, такие люди не успевают уделять время тому, что для них важно — работе, увлечениям, творчеству, путешествиям. Само собой, это выбивает почву из‑под ног, затягивает человека в воронку истощения и приводит к апатии, депрессии и даже суицидальным мыслям. Моя героиня Елена строила семью мечты: ее муж и есть ее принц, дом — замок. Но выяснилось, что роль домохозяйки Елене совсем не подходит, что ей хочется строить карьеру, а стирка, готовка и доставка детей по кружкам делают ее несчастной.

Термин «синдром домохозяйки» впервые использовала американская писательница, исследователь и активистка Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» (1963), к тому моменту американские политики, журналисты и маркетологи уже много лет тиражировали образ идеальной семьи, в которой мужчина строит карьеру и зарабатывает деньги, а женщина летает по дому в пышном платье и воспитывает послушных улыбчивых малышей. Но в реальности такие счастливые женщины страдали от неврозов и тяжелой депрессии.

В настоящее время данный феномен единогласно признан мировым психологическим сообществом.

Основной медиум проекта — цифровой коллаж, собранный из постановочных фотографий и скриншотов из одноименного авторского фильма, исследующего данный феномен, а также диптихов и самостоятельных визуальных образов.


VISUAL ART